Кино как важнейшее из искусств
Дарья Кузнецова.
Кинематограф вошел в нашу жизнь намного сильнее, чем нам кажется. Кино – это уже давно не сфера привилегированной группы актеров и режиссеров, имеющих образование, средства и возможности делать фильмы. Сегодня любой, у кого есть камера на телефоне и идея, может снять ролик, добавить спецэффекты, не обладая специальными знаниями, а скачав программу на смартфон, потом выложить его на youtube и найти своего зрителя. Под влиянием доступности технологий российский кинематограф будет серьезно меняться, как это уже происходит на западе, становиться все более независимым. И значит, режиссерам и продюсерам невозможно игнорировать мнение зрителя, как, пожалуй, самого важного участника продвижения фильма.
Часть первая. За кадром.
Бедствием немого кино были ненужные надписи,
бедствием нынешнего - ненужные диалоги.
Рене Клер, французский киносценарист
и кинорежиссёр.
- Я считаю, что российское игровое кино уже не деградирует – просто некуда дальше! - молодой актер Антон не сдерживает эмоций. Голос у Антона поставленный, громкий, поэтому собеседники даже не пытаются спорить. Хотя спорить им и не хотелось.
Место действия: журфак Московского Университета.
Завязка действия: учебное задание - продумать тематику и структуру проблемного репортажа о российском кинематографе.
Герои: студенты второго высшего образования, многие с российским кинематографом знакомы изнутри.
Студенты разбились на две группы и отработка задания, которая началась как азартный спор в духе «какая группа придумает идею оригинальнее», уже через 15 минут перешла в серьезный ожесточенный спор о проблемах кино.
Мария: - Мне не нравится, что кино для массового зрителя, очень примитивно и штамповано. Режиссеры не уважают зрителя, для них главное – деньги. Такое ощущение. В комедиях – одни и те же шутки, преимущественно ниже пояса, в драмах - абсолютное отсутствие сюжетной логики. Я не могу пойти в кино с ребенком – пятилетнему малышу нечего показать. Мультик, который выходит раз-два в год, тоже не всегда полноценно детский. Да и с мужем мы смотрим чаще зарубежное кино» - Маша из телевизионной семьи: сама по образованию продюсер документального кино, муж – оператор.
Антон: - Еще и сценарный кризис – либо бездарные ремейки, например, фильмов советского периода, либо такие сценарии, как будто их писали в смартфоне в метро по дороге на съемку, - парень продолжает закипать – я не понимаю, почему так мало экранизируют классику, почему так мало продуманных сценариев, которые держат в напряжении весь фильм? У Голливуда примитивные сценарии – но они берут зрелищностью, качественными спецэффектами. У нас так умеет только Бекмамбетов пока – «Елки» больше сделаны на компьютере, чем сняты в декорациях. Это круто, эффектно и дает массу возможностей, но ведь в советское время могли снять кино без графики, при этом с сильным сценарием. И сейчас есть такие фильмы, но, как правило, это авторское кино, и либо оно проходит в нескольких специфических кинотеатрах типа «Иллюзиона» и «35 мм», либо вообще не доходит до проката.
Лена: - И кризис актерский – везде Данила Козловский. Посмотрите, в скольких фильмах за этот год он играл, причем главную роль. Я понимаю, что у него много поклонников, которые сделают фильму кассу, но что делать тем, кто любит других актеров? Неужели он единственный в стране, кто может украсить фильм?
Евгений: - Да, актеры везде одни и те же, причем играют многие одинаково, что в комедии, что в трагедии! Например, многие актеры, которые пришли в кино из КВН или Comedy Club. Смешные они или нет – зависит от плотности юмора в сценарии, но многие одинаково отыгрывают роль в каждом новом фильме. Получается, герой просто переходит из кино в кино под разными именами. И многие повороты сюжета или реакции на события сразу угадываются, что убивает интригу и портит и так не самый захватывающий фильм. Вот я бы точно лучше сыграл, – поддерживает студент с внешностью типичного петербургского интеллигента.
- Тебе как раз в авторском кино сниматься. Будешь весь фильм сидеть на пустой остановке и философствовать о жизни, как ты любишь, - подкалывают Евгения одногруппники.
Евгений: - Вот вы зря. За последние годы ленты, которые можно отнести к авторскому кино, замечаются только отдельными поклонниками и журналом «Сеанс», - парирует Евгений, - например, «Трудно быть богом» А. Германа. Заговорили, как мне кажется, только потому, что это последняя работа Германа, которую он делал очень долго, оттачивая каждую деталь. При этом, не менее талантливые работы его сына А. Германа-младшего – «Под электрическими облаками» многие из вас смотрели? Два человека из пятнадцати, вот. А между тем, вот вам и оригинальный сценарий, и актеры, и видеоряд – все на высоте и без штампов. И еще много примеров: «Я тоже хочу» А. Балабанова, «Вечное возвращение» К. Муратовой, «Роль» К. Лопушанского. Но да, это кино для поклонников, часто депрессивное или тяжелое для просмотра. Не веселит, к чему тянется большинство зрителей. Для массового зрителя у нас мало авторских фильмов. На западе предложение гораздо шире, но там и индустрия развита лучше. Из авторского кино, которое многие посмотрели, могу вспомнить «Елену», «Левиафан» А. Звягинцева, «Как я провел этим летом» А. Попогребского, чуть менее заметно прошли фильмы А. Сигарева – пробивающий любого насквозь «Жить» и более оптимистичная «Страна Оз». Но общее у этих фильмов – наличие страшного надлома героев. Видимо, только так можно пронять русского зрителя, чтоб уж если драма, то мало никому не покажется. Режиссер пробил зрителя на очень острую эмоцию – и тот может сказать, понравилось или категорически нет, но не останется равнодушным, пойдет обсуждать с друзьями.
Лена: - Кстати, я сейчас посмотрела в Интернете – что интересно, много авторского кино у известных режиссеров выходило именно в нулевых. За последние пять лет как-то совсем не густо. Не знаю, с чем связано. Кризис, может быть. Кстати, из последних фильмов помню «Последнюю сказку Риты» Ренаты Литвиновой. Мне не понравилось, хотя фильм красиво снят, не мое по стилю абсолютно, но знаю многих, кто оценил.
Мурат: - Соглашусь, - подхватывает молчавший до этого студент, - в нулевые вышел совершенно потрясший меня «Остров» П. Лунгина, очень глубокий фильм, признаюсь, я пересмотрел некоторые свои взгляды после него. И открыл для себя Петра Мамонова – человек из шоу-бизнеса, музыкант, может хорошо играть в кино. Из экранизаций классики меня впечатлила «Палата № 6» К. Шахназарова – оригинальное решение съемок при очень бережном отношении к тексту; гениальность А. Чехова – и через 100 лет все так, как и в его время.
Лиза: - Получается, с кино у нас не так все плохо, как казалось после монолога Антона, но вы сейчас хвалили авторское кино, а у массового есть надежда? Мне и моим друзьям понравились фильмы «Горько» Ж. Крыжовникова, обе части смешные, и много новых, незнакомых до этого широкому зрителю хороших актеров, которых, мне кажется, имеет смысл снимать дальше, разбавить чуть сформировавшуюся касту. Фильмы «Квартета И» - очень остроумные, не уступают спектаклям. Я считаю, что есть хорошее кино, просто его мало. И не все активно рекламируется, иногда я узнаю про кино совершенно случайно. Реклама – это дорого, но сейчас можно распространять информацию по-разному, надо как-то этим пользоваться. «Экипаж» тоже мне понравился, хоть и с Данилой Козловским, да простит меня Лена, и отсылает к советскому «Экипажу». «Елки», что бы вы ни говорили, легкий новогодний фильм, создает настроение – для этого же и снят. Конечно, есть глупые и бездарные, но есть же на ТВ аналогичные программы, между прочим, с бешеными рейтингами и большой аудиторией. Вот эти же люди и в кино пойдут как раз на такие фильмы. Надо как-то общий культурный уровень менять.
Часть вторая. В кадре.
Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту.
Бернардо Бертолуччи,
итальянский кинорежиссёр, драматург и поэт
Непросто отобразить полноценную и объективную картину взаимоотношения зрителя и фильма. Оценка всегда субъективна и основывается не столько на фактах, сколько на частном мнении и настроении. Однако если складываются вместе оценки не одного, не десяти человек, а группы – можно говорить об определенных тенденциях развития. Посмотрим, как относятся к российскому кинематографу сторонние наблюдатели.
Место действия: Интернет
Завязка действия: разрабатываем анкету и предлагаем ее пользователям
Герои: журналисты, актеры, юристы, экономисты, бизнесмены и стартаперы, работающие и безработные, друзья друзей и знакомые знакомых, всего 50 человек.
Была составлена анкета и распространена среди молодых людей 20-30 лет, представителей различных профессий, проживающих в Москве. Опрос был анонимным. Первые два вопроса открытые, предполагают расширенные ответы респондентов.
№ |
Вопрос |
Ответ |
|
1 |
Какие российские актеры, по вашему мнению, наиболее популярны сегодня? |
Пётр Фёдоров |
22 |
Сергей Безруков |
27 |
||
Дмитрий Нагиев |
38 |
||
Светлана Ходченкова |
31 |
||
Константин Хабенский |
34 |
||
Елизавета Боярская |
25 |
||
Максим Матвеев |
21 |
||
Юрий Колокольников |
10 |
||
Рената Литвинова |
27 |
||
Данила Козловский |
42 |
||
Светлана Иванова |
16 |
||
Квартет И |
39 |
||
Паулина Андреева |
39 |
||
Федор Бондарчук |
34 |
||
Анна Чиповская |
33 |
||
Юрий Чурсин |
19 |
||
Чулпан Хаматова |
32 |
||
Андрей Смоляков |
22 |
||
Сергей Маковецкий |
14 |
||
Виктор Сухоруков |
12 |
||
Владимир Машков |
34 |
||
Евгений Миронов |
37 |
||
Равшана Куркова |
21 |
||
Яна Троянова |
23 |
||
Катерина Шпица |
8 |
||
Анна Цуканова-Котт |
1 |
||
Не всегда интересные |
1 |
||
2 |
Какие российские режиссеры, по вашему мнению, наиболее популярны сегодня? |
Федор Бондарчук |
47 |
Никита Михалков |
41 |
||
Андрей Звягинцев |
34 |
||
Алексей Балабанов |
3 |
||
Василий Сигарев |
10 |
||
Роман Каримов |
9 |
||
Алексей Учитель |
16 |
||
Кирилл Серебренников |
20 |
||
Тимур Бекмамбетов |
26 |
||
Станислав Говорухин |
21 |
||
Жора Крыжовников |
29 |
||
Валерий Тодоровский |
19 |
||
Анна Меликян |
23 |
||
Павел Лунгин |
13 |
||
Александр Сокуров |
8 |
||
Которые не режиссеры, а подобие |
1 |
||
Не знаю никого |
1 |
Третий вопрос был составлен с помощью аналитических материалов сайта «Кинопоиск». По графику выхода в прокат российских фильмов в 2016 году за период с января по сентябрь были выбраны первые десять фильмов с максимальным рейтингом пользователей сайта и были предложены для оценки респондентам.
Начало формы
Конец формы
3. Какие из этих фильмов вы смотрели?Оцените их1 |
Понравилось |
Не понравилось |
Не смотрел(а) |
Экипаж
|
41 |
2 |
7 |
72 часа
|
6 |
1 |
43 |
Хардкор
|
0 |
2 |
48 |
Монах и бес
|
16 |
0 |
34 |
Коробка
|
0 |
7 |
43 |
Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее
|
6 |
4 |
40 |
Дуэлянт
|
29 |
2 |
19 |
Петербург. Только по любви
|
10 |
1 |
39 |
Пятница
|
16 |
11 |
23 |
День выборов 2
|
37 |
13 |
7 |
На мой взгляд, результаты были очевидны. Наибольшие результаты показали те фильмы, афиши которых были развешаны на каждом шагу, трейлеры шли по ТВ и в Интернете, и в целом им сопутствовала весьма активная рекламная кампания. К тому же, явно прослеживается связь между популярными фильмами и популярными актерами – многие зрители часто идут на фильм не из-за сюжета, а потому, что там снялся их любимый актер или актриса. Но из 10 фильмов 6 смотрело меньше 20% опрошенных, а 2 в итоге не понравились. Хотя это всего лишь результат опроса 50 человек, но вполне можно перенести общий результат на среднего молодого москвича. Что и как с этим могут поделать режиссеры и продюсеры – не знаю, возможно, многих из них в принципе не особо волнует мнение зрителя, а только любовь отдельных целевых групп (не считая, конечно, прокатных сборов, к которым равнодушных нет). Но то, что российское кино не особенно в почете у нашего зрителя – факт.
1 Афиши фильмов взяты с сайта КиноПоиск (https://www.kinopoisk.ru/)